- помощник обработки тестов
НА ГЛАВНУЮ     ТЕСТЫ     НОВОСТИ    
Название программы "HelpPsy - помощник обработки тестов", далее сокращённо HelpPsy
 
Скачать программу HelpPsy с этим и другими тестами >>>

«ЧЕРТОВА ДЮЖИНА» (Тест акцентуации характера, для подростков и старше)

 

В тесте рассматриваются черты характера в рамках обычного рисунка личности и выделяется 13 типов акцентуации, т.е. ярко выраженных характеров – психотипов.
Сделайте табличку (см. бланк для ответов). В клетки (1 – 104) вписывайте свои ответы – слева направо ряд за рядом. Отвечая на утверждения теста, оценивайте степень своего согласия или несог­ласия следующими баллами:
+2 – совершенно верно, я, как правило, так и делаю;
+1 –  верно, но все же бывают заметные исключения;
0 –  трудно сказать;
-1 – не верно, но все же иногда бывают такие ситуации;
-2 – совершенно неверно, это несвойственно для моей обычной жизни.
Старайтесь не отвечать «Трудно сказать», отдайте предпочтение одному из остальных четырех ответов, соотнеся его со своими при­вычками, желаниями, поступками. Причем любое из приведенных в тесте утверждений нужно оценивать, исходя из принципа «как пра­вило» и из обычного для вас образа жизни. Ведь мы все время от времени бываем или веселыми, или раздражительными.

Каждый столбик таблицы обозначает одну из акцентуаций характера:     
I (1, 14, 27, 40, 53, 66, 79, 92)           - параноик,
II (2, 15, 28, 41, 54, 67, 80, 93)          - эпилептоид,
III (3, 16, 29, 42, 55, 68, 81, 94)        - гипертим,
IV (4, 17, 30, 43, 56, 69; 82, 95)        - истероид,
V (5,18,31,44,57,70,83,96)                -шизоид,
VI (6, 19, 32, 45, 58, 71, 84, 97)        - психастеноид,
VII (7, 20, 33, 46, 59, 72, 85, 98)       - сензитив,
VIII (8, 21, 34, 47, 60, 73, 86, 99)      - гипотим,
IX (9, 22-, 35, 48, 61, 74, 87, 100)     - конформный тип,
X (10, 23, 36, 49, 62, 75, 88, 101)     - неустойчивый тип,
XI (11, 24, 37, 50, 63, 76, 89, 102)    - астеник,   
XII (12, 25, 38, 51, 64, 77, 90, 103)   - лабильный тип,
XIII (13, 26, 39, 52, 65, 78, 91, 104)  - циклоид.
Тестирование можно проводить как индивидуально, так и с целой группой ребят (или со всем классом) одновременно. При проведении индивидуального тестирования ребенку выдается текст теста, содер­жащий 104 утверждения, которые он должен внимательно прочитать, оценить, исходя из своего согласия или несогласия, и затем записать соответствующий балл в бланке для ответов.
При групповом тестировании также можно раздать тексты теста (если они есть в достаточном количестве). При этом ребят нужно попросить в тексте теста не делать никаких пометок.
Допускается и устное тестирование: педагог зачитывает все 104 утверждения вслух (обязательно дважды каждое из них), а ребята сразу оценивают свое отношение соответствующим баллом в бланке  для ответов.
Ответы и оценки в баллах целесообразно написать на доске. Если у тестируемых возникают вопросы по содержанию утвер­ждении теста, педагог должен  разъяснить непонятные слова или смысл всего утверждения.
Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно,  35 – 40 мин.

Текст теста
1 Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался, что в этом я прав.
2. Мне не раз приходилось убеждаться, что дружат из выгоды.
3. Я всегда чувствую себя бодрым и полным сил. Как правило, настроение у меня хорошее.   
4. Мое самочувствие очень зависит от того, как относятся ко мне окружающие.
5. Мое настроение улучшается, когда меня оставляют одного
6. Я не могу спокойно спать, если утром надо вставать в определенный час; я слишком мнителен, без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.          
7. Малейшие неприятности сильно огорчают меня; после огорчений и беспокойств возникает плохое самочувствие.
8. У меня плохой и беспокойный сон, часто бывают мучительно тоскливые сновидения; утро для меня – самое тяжелое время суток.
9. Мое настроение обычно такое же, как у окружающих меня людей.
10. О друзьях, с кем пришлось расстаться, я долго не скучаю и быстро нахожу новых.
11 Я  плохо сплю ночью и чувствую сонливость днем, часто бываю раздражителен.
12. Мое настроение легко меняется от незначительных причин.
13. Недели хорошего самочувствия, чередуются у меня с неделями, когда я чувствую себя плохо.
14. Я считаю, что у человека должна быть большая и серьезная цель, ради которой стоит жить.           
15. У меня случаются приступы плохого самочувствия с раздражительностью и чувством тоски.
16. Я сплю мало, но утром встаю бодрым и энергичным.
17. Мое настроение очень зависит от общества, в  котором я нахожусь.   
18. Никогда не следую общей моде, а ношу то, что мне самому понравилось.     
19. Плохое самочувствие появляется у меня от волнений и ожидания неприятностей.  
20. Нередко я стесняюсь есть при посторонних людях, я чрезмерно, чувствителен.
21. Всегда боюсь, что мне не хватит денег, и очень не люблю брать в долг.  
22. Я считаю, что самому не следует выделяться среди окружающих..
23. Я легко завожу новые знакомства.
24. О своей одежде я мало думаю.
25. В одни дни я встаю веселым и жизнерадостным, в другие - без всякой причины с утра угнетен и уныл.  
26. Периодами у меня бывает волчий аппетит, периодами ничего есть не хочется.      
27. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным даже с друзьями.       
28. Сон у меня очень крепкий, но иногда бывают жуткие, кошмарные сновидения.
29. Я люблю лакомства и деликатесы и ненавижу заранее рас­ считывать все расходы.
30. Мой сон богат яркими сновидениями.
31. Я  не могу найти себе друга по душе и страдаю оттого, что меня не понимают; от окружающих стремлюсь держаться по­дальше.
32. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, от неуверенности в себе, от беспокойства за близких.
33. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
34. Мне кажется, что окружающие меня презирают и смотрят на меня свысока.
35. Прежде чем познакомиться, я всегда хочу узнать, что это за человек, что о нем говорят люди
36. Я стремлюсь быть с людьми, трудно переношу одиночество.
37. В будущем меня больше всего беспокоит мое здоровье; упрекаю родителей в том, что в детстве они недостаточно уделяли внимания моему здоровью.
38. Я люблю одеться так, чтобы было к лицу.
39. Периодами я люблю больше дружеские компании, периодами  избегаю их и ищу одиночества.          
40. У меня не бывает уныния и грусти, но может быть ожесточенность и гнев.  
41. Измены бы я никогда не простил.
42. Я легко схожусь с людьми в любой обстановке, охотно завожу новые знакомства, люблю иметь много друзей и тепло отношусь к ним.         
43. Я люблю яркие, броские костюмы и одежду.
44. Я люблю одиночество; свои неудачи я переживаю сам.
45. Я много раз взвешиваю все «за» и «против» и все никак не решаюсь рискнуть; могу быть впереди других в рассуждениях, но не в Действиях.
46. Моя застенчивость мешает мне подружиться с тем, с кем мне хотелось бы.
47. Я избегаю новых знакомств, мне не хватает решительности во всем. 
48. Стараюсь жить так, чтобы окружающие не могли сказать обо мне ничего плохого.
49. Не люблю много раздумывать о своем будущем и тем более заранее рассчитывать все свои расходы.
50. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
51. Периодами я к деньгам отношусь легко и трачу их не задумываясь; периодами все пугаюсь остаться без денег.
52. В одни периоды мне хорошо с людьми, в другие – они меня тяготят.
53. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим принципам и интересам.
54. Для меня главное, чтобы одежда была удобной, аккуратной и чистой.                       
55. Я убежден, что в будущем исполнятся мои желания и планы.
56. Я предпочитаю тех друзей, которые очень внимательны ко мне.          
57. Я люблю придумывать новое, все переиначивать и делать по-своему, не так, как все.        
58. Часто беспокоюсь; что мой костюм не в порядке.
59. Я боюсь одиночества, и тем не менее так получается, что нередко оказываюсь в одиночестве.            
60. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
61. Я считаю, что всякий человек не должен отрываться от коллектива.              
62. Люблю разнообразие и перемены в жизни.
63. Людское общество меня быстро утомляет и раздражает.
64. Периоды, когда я не очень слежу за тем, чтобы соблюдать все правила, чередуются с периодами, когда я упрекаю себя за не­дисциплинированность.
65. Временами я доволен собой, временами ругаю себя за нере­шительность и вялость.
66. Я не боюсь одиночества, свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.
67. Я очень аккуратен в денежных делах, огорчаюсь и расстра­иваюсь, когда не хватает денег.  
68. Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых лю­дей, новую обстановку вокруг.            
69. Я не переношу одиночества, всегда стремлюсь быть среди людей; больше всего со стороны окружающих ценю внимание ко мне.
70. Я допускаю опеку над собой в повседневной жизни, но не над моим душевным миром.    
71.    Я часто подолгу размышляю, правильно или неправильно я что-либо сказал или сделал в отношении окружающих.
72. Я часто боюсь, что меня по ошибке примут за нарушителя законов.    
73.    Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным, неудачи угнетают меня, и прежде всего я виню самого себя.
74. Я стараюсь жить так, чтобы будущее было хорошим.
75. При неудачах мне хочется убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться.
76. Незнакомые люди меня раздражают, к знакомым я уже как-то привык.
77. Я легко ссорюсь, но быстро и – мирюсь.
78. Периодами я люблю «задавать тон», быть первым, но периодами мне это надоедает.
79. Я уверен, что в будущем докажу всем свою правоту.
80. Предпочитаю раз и  навсегда установленный порядок, мне нравится учить людей правилам и порядку.
81. Я люблю всякие приключения, даже опасные, охотно иду да риск.
82. Приключения и риск привлекают меня, если в них мне достается первая роль.
83. Я люблю опекать кого-либо одного, кто мне понравится.
84. В одиночестве я размышляю или беседую с воображаемым собеседником, невольно думаю о возможных неприятностях и бедах, которые могут случиться в будущем.
85. Новое меня привлекает, но вместе с тем беспокоит и тревожит; неудачи приводят меня в отчаяние.
86. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.
87. Я охотно следую за авторитетными людьми.
88. Одним людям я подчиняюсь, другими командую сам.
89. Я охотно слушаю те советы, которые касаются моего здоровья.
90. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне сразу внушает доверие и симпатию.      
91. Периодами мое будущее кажется мне светлым, периодами – мрачным.          
92. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.
93.    Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его безнаказанным.
94. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и законы можно обойти.
95. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной сле­довали другие.
96. Я не слушаю возражений и критики, всегда думаю и делаю по-своему.
97. Если случается неудача, я всегда ищу, что же я сделал не­ правильно.
98. В детстве я был обидчивым и чувствительным ребенком.
99. Я   не  люблю   командовать  людьми,  ответственность   меня пугает.
100. Считаю, что ничем не отличаюсь от большинства людей.
101. Мне не хватает усидчивости и терпения.
102. Новое меня привлекает, но часто быстро утомляет и надоедает; мне не до приключений.
103. В хорошие минуты я вполне доволен собой, в минуты дур­ного настроения мне кажется, что мне не хватает положительных качеств.
104. Периодами я легко переношу перемены в своей жизни и даже люблю их, но временами начинаю их бояться и избегать.

Расшифровка результатов тестирования осуществляется следую­щим образом:
1. Все баллы, поставленные учащимися заносятся в таблицу «Протокол № 1».
2. Все расчеты программа выполняет автоматически.
3. В таблице «Протокол № 2» производится подсчет суммы показателей по каждому из критериев. Сумма баллов любой колонки находится в диапазоне от +16 (если все восемь утверждений оценены тестируемым +2, т.е. совер­шенно верно) до -16 (если все утверждения оценены -2, т.е. со­вершенно неверно).
3. Определяется степень выраженности каждого из психотипов путем построения графика «Рисунок личности».
Приведем пример построения графика на основании расшифровки результатов тестирования одного из подростков.

Помер психотипа

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

Сумма баллов в каждой колонке

+6

+2

+15

+8

-5

-7

-10

-13

+10

+5

+1

+4

+9

Если кривая не выходит за пределы, ограниченные пунктирными линиями, которые проведены из точек +10 и -10, это значит, что психотип находится в рамках обычного рисунка личности (эти точки приняты специалистами как нормативы).
Если кривая выходит за пределы, ограниченные пунктирной линией проведенной из точки +10, это означает, что какой-то психотип, у тестируемого проявляется наиболее ярко.
Если же одна или несколько точек находятся за пределами пунктирной линии, проведенной из точки -10, это означает, что у тестируемого проявляется антитип, т. е. черты, свойственные человеку с противоположным характером.                             
В нашем примере у подростка наиболее ярко проявляются черты гипертима (точка +15, соответствующая психотипу III, находится выше пунктирной линии) и антигипотима (точка -13, соответству­ющая психотипу VIII, находится ниже пунктирной линии).
Не стоит забывать и о том, что многие люди — неакцентированные личности, т. е. у них в рисунке личности нет заметных «выступов».
Обычно у детей проявляются черты двух-трех психотипов.
В протоколе № 4 баллы переводятся в словесное обозначение: если показатель акцентуации больше 10 баллов, то значение будет «Высокое». Если показатель акцентуации от -10 до +10, то значение будет «Среднее». И наконец, если показатель акцентуации находится в пределах от -16 до -10, то значение будет «Низкое».


Скачать программу HelpPsy с этим и другими тестами >>>