- помощник обработки тестов
НА ГЛАВНУЮ     ТЕСТЫ     НОВОСТИ    
Название программы "HelpPsy - помощник обработки тестов", далее сокращённо HelpPsy
 
Скачать программу HelpPsy с этим и другими тестами >>>

Многофакторный личностный опросник разработанный Р.Б.Кеттеллом и Р.В.Коаном, 12 факторов (дети 8-12 лет)

 

Исследование личностных особенностей младшего школьника

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б. Кеттеллом и Р.В. Коаном (Методика CPQ). В описываемом варианте он содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из 12 шкал опросника.

 

ФАКТОР А


Высокая оценка А+

Низкая оценка А—

Аффектотимия

Шизотимия

Доброта, сердечность

Обособленность, отчужденность

Легкий в общении
Эмоциональный, мягкосердечный
Открытый, доверчивый
Гибкий, адаптивный
Беззаботный, импульсивный
Экспрессивный
Хороший характер

Уединенный
Сухой, холодный, беспристрастный
Скрытный, подозрительный
Ригидный, упрямый
Тревожный, осторожный
Сдержанный
Конфликтный

Оценки А+ характерны для человека, который легко подвержен аффективным переживаниям, лабилен, отличается богатством и яркостью эмоциональных проявлений, откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию. Для него характерны сильные колебания настроения.
Оценки А— характерны для человека, который не склонен к аффектам и бурным, живым эмоциональным проявлениям. Такой человек холоден и формален в контактах, не интересуется жизнью окружающих его людей, предпочитает общаться с книгами и вещами, старается работать в одиночестве и в конфликтах не склонен идти на компромисс. В делах такой человек точен и обязателен, но недостаточно гибок.


ФАКТОР В


Высокая оценка В+

Низкая оценка В—

Высокий интеллект

Низкий интеллект

Умный

Глупый

Высокие общие мыслительные способности
Может решать абстрактные задачи
Широкие интеллектуальные интересы
Быстро обучается
Быстро соображает
Упорный, настойчивый
Образованный

Низкие общие мыслительные способности
Не может решать абстрактные задачи
Узкий спектр интеллектуальных интересов
Медленно обучается
Медленно соображает
Не доводит дело до конца
Необразованный

Оценки В+ характерны для человека, который получает высокие результаты по интеллектуальным тестам.
Оценки В— характерны для человека, который обладает низким интеллектом или эмоциональной дезорганизацией мышления.


ФАКТОР С


Высокая оценка С+

Низкая оценка С—

Сила «Я»

Слабость «Я»

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

Спокойный
Свободный от невротических симптомов
Реалистичен в отношении к жизни
Умеет держать себя в руках
Интересы постоянны
Настойчив

Легко расстраивается, тревожный
Имеет невротические симптомы
Уклоняется от ответственности
Невыдержанный, возбудимый, нетерпеливый
Неустойчив в интересах
Не доводит дело до конца

Оценки С+ характерны для человека, который является эмоционально зрелым и хорошо приспособленным. Такой человек обычно способен достигать своих целей без особых трудностей, смело смотреть в лицо фактам, осознавать требования действительности. Он не скрывает от себя собственные недостатки, не расстраивается по пустякам и не поддается случайным колебаниям настроений.
Оценки С— характерны для человека, который отмечает, что ему не хватает энергии и он часто чувствует себя беспомощным, усталым и не способным справиться с жизненными трудностями. Такой человек может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и обиду на других, которая зачастую оказывается необоснованной. Такие люди не способны контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально допустимой форме. В поведении это проявляется как отсутствие ответственности, капризность.


ФАКТОР D


Высокая оценка D+

Низкая оценка D—

Возбудимость

Флегматичность

Беспокойство

Уравновешенность

Нетерпеливый
Демонстративный
Активный
Ревнивый
Высокое самомнение
Непостоянный
Бесцеремонный

Спокойный
Удовлетворенный
Флегматичный
Неревнивый
Самокритичный
Постоянный
Тактичный

Оценки D+ характерны для человека, который проявляет повышенную импульсивность или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы. Для таких людей характерны постоянное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Дети с высокими оценками по этому фактору плохо владеют собой, по незначительному поводу у них могут возникать бурные эмоциональные реакции, и их поведение сильно зависит от наличного состояния.
Оценки Dхарактерны для человека уравновешенного и сдержанного. Дети, имеющие низкие оценки по этому фактору, хорошо владеют собой даже в неблагоприятных ситуациях и при помехах их деятельности.


ФАКТОР Е


Высокая оценка Е+

Низкая оценка Е—

Доминантность

Конформность

Настойчивость, напористость

Покорность, зависимость

Независимый
Самоуверенный
Хвастливый, тщеславный
Конфликтный, своенравный
Нетрадиционный, мятежный
Бесцеремонный
Смелый, авантюристичный

Подчиняющийся, ведомый
Не уверенный в себе
Скромный
Доброжелательный, послушный
Традиционный, робкий
Тактичный
Осторожный

Оценки Е+ характерны для человека властного, которому нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей. У такого человека выражено стремление к самоутверждению, самостоятельности и независимости, он живет по собственным соображениям, игнорируя социальные условности и авторитеты, агрессивно отстаивая свои права на самостоятельность и требуя проявления самостоятельности от других. Такая личность действует смело, энергично и активно, ей нравится «принимать вызовы» и чувствовать превосходство над другими.
Оценки Е— характерны для человека послушного, конформного и зависимого. Такой человек руководствуется мнением окружающих, не может отстаивать свою точку зрения, следует за более доминантными и легко поддается авторитетам. Для его поведения характерны пассивность и подчинение своим обязанностям, отсутствие веры в себя и в свои возможности, склонность брать вину на себя. Низкая доминантность обычно связана с успешностью обучения во всех возрастных группах.


ФАКТОР F


Высокая оценка F+

Низкая оценка F—

Сургенсия

Десургенсия

Беспечность

Озабоченность

Жизнерадостный
Спокойный
Общительный
Разговорчивый
Доверчивый
Бодрый, энергичный
Импульсивный
Гибкий, подвижный, находчивый
Легкомысленный, небрежный

Печальный, пессимистичный
Тревожный
Уединенный, интроспективный
Молчаливый
Подозрительный
Вялый, апатичный
Серьезный, осторожный
Ригидный
Ответственный

Оценки F+ характерны для человека, который имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, мало заботится о будущем. Такой человек часто демонстрирует находчивость и остроумность, получает удовольствие от вечеринок, зрелищных мероприятий, работы, предполагающей разнообразие, перемены, путешествия.
Оценки Fхарактерны для человека ответственного, трезвого и серьезного в своем подходе к жизни. Но наряду с этим он склонен все усложнять и подходить ко всему слишком серьезно и осторожно. Его постоянно заботит будущее, последствия его поступков, возможности неудач и несчастий. Такому человеку тяжело расслабиться от защит, он старается планировать все свои действия.


ФАКТОР G


Высокая оценка G+

Низкая оценка G—

Сила «Сверх-Я»

Слабость «Сверх-Я»

Высокая совестливость

Недобросовестность

Ответственный, обязательный
Моральный
Зрелый
Настойчивый, упорный
Требовательный к порядку
Дисциплинированный

Безответственный, легкомысленный
Беспринципный, пренебрегает обязательствами
Незрелый
Непостоянный, расслабленный
Расхлябанный
Потворствующий своим желаниям

Оценки G+ характерны для человека с развитым чувством ответственности, обязательного и добросовестного. Такой человек порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что у него такие убеждения. Подобные люди точны и аккуратны в деталях, любят порядок, стремятся не нарушать правила, обладают хорошим самоконтролем.
Оценки Gхарактерны для человека, который проявляет слабый интерес к общественным нормам и не прилагает усилий для их выполнения. Он может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способен на нечестность или обман. Такой человек склонен к непостоянству, может иметь тенденции к социопатии.


ФАКТОР Н


Высокая оценка Н+

Низкая оценка Н—

Пармия

Тректия

Смелость

Робость

Общительный
Беззаботный, не видит сигналов опасности
Отзывчивый
Дружелюбный
Оживляется в присутствии противоположного пола, проявляет открытый интерес
Эмоциональные и художественные интересы
Любит быть на виду

Застенчивый
Осторожный, чувствительный к опасности
Сдержанный
Озлобленный
Смущается в присутствии противоположного пола
Ограниченные интересы
Уединенный

Оценки Н+ характерны для человека нечувствительного к угрозам, смелого, решительного, имеющего тягу к риску и острым ощущениям. Такой человек не теряется при столкновении с нестандартными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая необходимых выводов. Кроме этого, такая личность не испытывает трудности в общении, легко вступает в контакты, любит часто находится на виду, не стесняется публичных выступлений.
Оценки Н— характерны для человека, который обладает сверхчувствительной нервной системой и остро реагирует на любую угрозу. Такие люди зачастую робки, застенчивы, неуверенны в своих силах, часто терзаются чувством собственной неполноценности. Человек с низким значением по фактору Н, как правило медлителен, сдержан в выражении своих чувств, предпочитает иметь одного-двух близких друзей, проявляет заботу и внимание к окружающим, но не может поддерживать широкие контакты и не любит работать вместе с другими.


ФАКТОР I


Высокая оценка I+

Низкая оценка I—

Премсия

Харрия

Мягкосердечность, нежность

Суровость, жестокость

Сентиментальный, эстетически утонченный
Ранимый
Склонный к фантазиям
Действует по интуиции
Мягкий, добрый
Зависимый, нуждающийся в помощи и внимании
Легкомысленный
Ипохондричный
Нетерпеливый, непостоянный

Реалистичный
«Толстокожий»
Не склонный к фантазиям, практичный
Действует по логике
Несколько черствый
Независимый, самоудовлетворенный
Ответственный
Не склонный к ипохондрии
Эмоционально зрелый

Оценки I+ характерны для человека, отличающегося мягкостью, утонченностью, образностью, художественным восприятием мира. Такой человек зачастую обладает богатым воображением, тонким эстетическим вкусом и действует, ориентируясь на собственную интуицию. Он не любит «грубых» людей и «грубую» работу, но обожает путешествия и новые впечатления. Для него типичны тревожность и беспокойство по поводу состояния здоровья, снисходительность к себе и другим, зависимость и потребность в любви, внимании и помощи со стороны других людей.
Оценки Iхарактерны для человека, который отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни такой человек опирается на здравый смысл и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам, интуиции предпочитает расчет, психические травмы преодолевает за счет рационализации. Подобные люди независимы, придерживаются собственной точки зрения, склонны принимать на себя ответственность.


ФАКТОР О

Высокая оценка О+

Низкая оценка О—

Гипотимия

Гипертимия

Склонность к чувству вины

Самоуверенность, уверенная адекватность

Печальный, унылый
Озабоченный
Чувствительный к замечаниям и порицаниям, ранимый
Недооценивающий себя
Боязливый, не чувствующий себя в безопасности
Склонный к размышлениям
Напряженный

Жизнерадостный
Спокойный
Нечувствительный к замечаниям и порицаниям, безмятежный
Самоуверенный
Смелый, чувствующий себя в безопасности
Активный
Расслабленный

Оценки О+характерны для человека тревожного, подавленного, озабоченного настроением, легко плачущего. Такой человек склонен к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвержен различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи. Он не верит в себя, склонен к самоупрекам, недооценивает своих возможностей, знаний, способностей. Для него характерны развитое чувство долга, подверженность чужому влиянию, зависимость настроения и поведения от одобрений или неодобрения со стороны окружающих. В обществе подобный человек чувствует себя неуютно и неуверенно, держится скромно и обособленно.
Оценки О— характерны для человека веселого, бодрого, жизнерадостного. Он может легко переживать жизненные неудачи, верит в себя, не предрасположен к страхам, самоупрекам и раскаиванию, слабо чувствителен к оценкам окружающих.


ФАКТОР Q3

Высокая оценка Q3+

Низкая оценка Q3

Контроль желаний

Импульсивность

Высокий самоконтроль поведения

Низкий самоконтроль поведения

Оценки Q3+ свидетельствуют об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Такие личности способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Подобные люди хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации.
Оценки Q3— характерны для слабовольных и обладающих плохим самоконтролем людей. Такие люди слабо способны придать своей энергии конструктивное направление и не расточать ее. Они не умеют организовывать свое время и порядок выполнения дел. Как правило, подобные люди не остаются долго на одной работе и в силу этого не достигают мастерства и не идентифицируют себя с профессиональной деятельностью.


ФАКТОР Q4

Высокая оценка Q4+

Низкая оценка Q4—

Фрустрированность

Нефрустрированность

Напряженность

Расслабленность

Оценки Q4+ характерны для человека, у которого выражен классический невроз тревожности. Подобные люди постоянно находятся в состоянии возбуждения, с большим трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми и не могут оставаться без дела даже в обстановке, способствующей отдыху. Для таких людей характерны эмоциональная неустойчивость с преобладанием пониженного настроения, раздражительность, проблемы со сном, негативное отношение к критике.
Оценки Q4— характерны для людей, которые отличаются расслабленностью, отсутствием сильных побуждений и желаний. Такие люди невозмутимы, спокойно относятся к удачам и неудачам, находят удовлетворение в любом положении дел и не стремятся к достижениям и переменам.
Личностный опросник в предлагаемом варианте состоит из двух частей и содержит 120 вопросов (по 60 в каждой части).

 

Для мальчиков. Часть I


1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями

или

ты их выполняешь долго

2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься

или

смеешься

3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо

или

ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

4. Ты часто делаешь ошибки

или

ты их почти не делаешь

5. У тебя много друзей

или

не очень много

6. Другие мальчики умеют больше, чем ты

или

ты можешь столько же

7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей

или

случается, что ты их забываешь

8. Ты много читаешь

или

большинство ребят читает больше

9. Когда учитель выбирает другого мальчика для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно

или

ты быстро об этом забываешь

10. Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные

или

ты не уверен в этом

11. Какое слово будет противоположным по значению к слову «СОБИРАТЬ»?
«РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ»

12. Ты обычно молчаливый

или

много говоришь

13. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой

или

у тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно

14. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке

или

быть капитаном дальнего плавания

15. Какая из следующих букв отличается от двух других?
«С», или «Т», или «У»

16. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно

или

начинаешь ёрзать

17. Если ребята беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь

или

ты ждешь, когда они закончат

18. Ты смог бы стать космонавтом

или

ты думаешь, что это слишком сложно

19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,… Какая следующая цифра в этом ряду?
10, или 16, или 12

20. Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный

или

ты тихий и спокойный

21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят

или

тебе больше нравится рассказывать самому

22. В свободное время ты лучше почитал бы книгу

или

поиграл в мяч

23. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», или «ТЕПЛЫЙ»

24. Ты всегда осторожен в своих движениях

или

бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы

25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать

или

тебя это никогда не волнует

26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь

или

быть летчиком

27. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?
КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША

28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках

или

он считает, что ты ведешь себя так, как надо

29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор

или

молчишь

30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются

или

когда ты занимаешься, должна быть тишина

31. Ты слушаешь «Новости» по телевизору

или

ты идешь играть, когда они начинаются

32. Тебя обижают взрослые

или

они тебя хорошо понимают

33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта

или

ты немного волнуешься

34. С тобой случаются большие неприятности

или

мелкие, незначительные

35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку

или

ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки

36. Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься так же быстро, как и остальные ребята

или

тебе надо больше времени

37. Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)

или

врачом

38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается

или

редко

39. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал

или

помогаешь, если не видит учитель

40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой

или

они частенько слушают тебя

41. Если ты слышишь грустную историю, слезу могут навернуться на твои глаза

или

этого не бывает

42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить

или

порой получается не так, как ты задумал

43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного

или

идешь сразу же

44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать

или

ты робеешь, смущаешься

45. Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми

или

тебе не понравилось бы оставаться с ними

46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно

или

такого с тобой не бывает

47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня

или

в одно и то же время дня

48. Хорошо ли тебе живется

или

не совсем хорошо

49. С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой

или

на выставку современных машин

50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение

или

ты сильно расстраиваешься

51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике

или

быть учителем

52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо

или

ты шумишь вместе с ними

53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло

или

тебя это сердит

54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать

или

такого не случалось с тобой

55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить

или

тебе нравятся более серьезные

56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется

или

тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание

57. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу

или

поехал путешествовать в автомобиле

58. Бывает иногда, что ты злишься на всех

или

ты всегда доволен всеми

59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный

или

строгий

60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают

или

ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Для мальчиков. Часть II


1. К тебе хорошо относятся все окружающие

или

только некоторые люди

2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый

или

тебе сразу хочется повеселиться

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени

4. Бываешь ли ты иногда неуверен в себе

или

ты уверен в себе

5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе не хочется никого видеть

6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен

или

ты делаешь все быстро

7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют

или

твои одноклассники выполняют требования учителя более точно

9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя

или

они относятся к тебе по-дружески

10. Ты делаешь все всегда хорошо

или

бывают дни, когда у тебя ничего не получается

11. Больше всего общего с «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют
«ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»

12. Ты сидишь во время урока спокойно

или

любишь повертеться

13. Ты возражаешь иногда своей маме

или

ты ее побаиваешься

14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу

или

кататься на лыжах с высоких гор

15. «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову
«ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО»

16. Ты считаешь» что ты всегда вежлив

или

бываешь надоедливым

17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)

или

с тобой легко иметь дело

18. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)

или

ты этого никогда не делал

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3… Какая следующая цифра в этом ряду? 
2, или 1, или 9

20. Хочется ли тебе быть иногда непослушным

или

у тебя никогда нет такого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22. Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал быстрой лошадью

или

львом

23. Дана группа слов «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным. Какое?
«ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»

24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты относишься к нему так же

26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27. ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший? 
СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ

28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради

или

он этого почти никогда не говорит

29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать, что ты хочешь

или

спокойно можешь уступить

30. Ты лучше послушал бы историю о войне

или

о жизни животных

31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс

или

обычно это делают другие

32. Ты долго помнишь о своих неприятностях

или

ты быстро о них забываешь

33. В игре ты с большим удовольствием изображал бы пилота сверхзвукового самолета

или

известного писателя

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным

или

настроение у тебя почти не портится

35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера

или

бывает, что делаешь это утром

36. Хвалит ли тебя учитель

или

он о тебе мало говорит

37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку

или

паук тебе неприятен

38. Часто ли ты обижаешься

или

это случается очень редко

39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь

или

еще немного продолжаешь заниматься своим делом

40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком

или

ты совсем не смущаешься

41. Ты скорее стал бы художником

или

охотником

42. У тебя все удачно выходит

или

бывают неудачи

43. Если ты не понял условие задачи, ты обращаешься к товарищу

или

к учителю

44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись

или

ты находишь, что это не очень легко делать

45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя

или

тебе хочется сразу же идти гулять в коридор

46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть

или

после школы ты идешь сразу домой

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя

или

они часто сильно заняты

49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50. У тебя мало затруднений

или

много

51. В свободное время ты лучше пошел бы в кино

или

сажать деревья во дворе

52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах

или

о прогулке, экскурсии

53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть

или

ты просто оглядываешься

55. Тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете что-то друг другу

или

тебе больше нравится играть с ними

56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован

или

ты всегда разговариваешь спокойно

57. Охотнее ты пошел бы на урок

или

посмотрел бы встречу по футболу

58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры

или

ты их не замечаешь

59. Бывает ли тебе трудно в школе

или

тебе легко в школе

60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

 

Для девочек. Часть I


1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями

или

ты их выполняешь долго

2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься

или

смеешься

3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо

или

ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

4. Ты часто делаешь ошибки

или

ты их почти не делаешь

5. У тебя много друзей

или

не очень много

6. Другие девочки умеют больше, чем ты

или

ты можешь столько же

7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей

или

случается, что ты их забываешь

8. ты много читаешь

или

большинство ребят читает больше

9. Когда учитель выбирает другую девочку для работы, которую ты сама хотела сделать, тебе становится обидно

или

ты быстро об этом забываешь

10. Ты считаешь, что твои выдумки, предложения, идеи хорошие и правильные

или

ты не уверена в этом

11. Какое слово будет противоположным по значению к слову «СОБИРАТЬ»?
«РАЗДАВАТЬ», или «НАКАПЛИВАТЬ», или «БЕРЕЧЬ»

12. Ты обычно молчаливая

или

много говоришь

13. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой

или

у тебя ощущение, что ты сделала что-то неправильно

14. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке

или

быть капитаном дальнего плавания

15. Какая из следующих букв отличается от двух других? 
«С», или «Т», или «У»

16. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно

или

начинаешь ерзать

17. Если девочки беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь

или

ты ждешь, когда они закончат

18. Ты смогла бы стать космонавтом

или

ты думаешь, что это слишком сложно

19. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8,… Какая следующая цифра в этом ряду? 
10, или 16, или 12

20. Твоя мама говорит, что ты слишком живая и беспокойная

или

ты тихая и спокойная

21. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят

или

тебе больше нравится рассказывать самой

22. В свободное время ты лучше почитала бы книгу

или

поиграла в мяч

23. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?
«МОКРЫЙ», или «ХОЛОДНЫЙ», или «ТЕПЛЫЙ»

24. Ты всегда осторожна в своих движениях

или

бывает, когда ты бегаешь, то задеваешь за предметы

25. Ты тревожишься, что тебя могут наказать

или

тебя это никогда не волнует

26. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь

или

летать (быть пилотом, стюардессой)

27. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?
КОЛЯ, или АНЯ, или НАТАША

28. Учитель часто делает тебе замечания на уроках

или

он считает, что ты ведешь себя так, как надо

29. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор

или

молчишь

30. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются

или

когда ты занимаешься, должна быть тишина

31. Ты слушаешь «новости» по телевизору

или

ты идешь играть, когда они начинаются

32. Тебя обижают взрослые

или

они тебя хорошо понимают

33. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта

или

ты немного волнуешься

34. С тобой случаются большие неприятности

или

мелкие, незначительные

35. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку

или

ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки

36. Когда в класс приходит новенькая, ты с ней знакомишься та же быстро, как и остальные ребята

или

тебе надо больше времени

37. Охотнее ты стала бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси)

или

врачом

38. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается

или

редко

39. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной, ты говоришь, чтобы он сам все решал

или

помогаешь, если не видит учитель

40. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой

или

они частенько слушают тебя

41. Если ты слышишь грустную историю, слезу могут навернуться на твои глаза

или

этого не бывает

42. Большинство твоих планов тебе удается осуществить

или

порой получается не так, как ты задумала

43. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного

или

идешь сразу же

44. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать

или

ты робеешь, смущаешься

45. Понравилось бы тебе оставаться с маленькими детьми

или

тебе не понравилось бы оставаться с ними

46. Бывает так, что тебе одиноко и грустно

или

такого с тобой не бывает

47. Уроки дома ты делаешь в разное время дня

или

в одно и то же время дня

48. Хорошо ли тебе живется

или

не совсем хорошо

49. С большим удовольствием ты отправилась бы за город, полюбоваться красивой природой

или

на выставку новых товаров

50. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение

или

ты сильно расстраиваешься

51. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике

или

быть учительницей

52. Когда ребята в классе шумят, ты всегда сидишь тихо

или

ты шумишь вместе с ними

53. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло

или

тебя это сердит

54. Случалось тебе делать что-то такое, чего не следовало делать

или

такого не случалось с тобой

55. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить

или

тебе нравятся более серьезные

56. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется

или

тебе не доставляет никакого труда долгое ожидание

57. Охотнее ты сейчас бы ходила в школу

или

поехала путешествовать в автомобиле

58. Бывает иногда, что ты злишься на всех

или

ты всегда довольна всеми

59. Какой учитель тебе понравился бы больше: мягкий, снисходительный

или

строгий

60. Дома ты ешь все, что тебе предлагают

или

ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Для девочек. Часть II


1. К тебе хорошо относятся все окружающие

или

только некоторые люди

2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонная и вялая

или

тебе сразу хочется повеселиться

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие

или

тебе надо немного больше времени

4. Бываешь ли ты иногда не уверена в себе

или

ты уверена в себе

5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей

или

иногда тебе не хочется никого видеть

6. Говорит ли тебе мама, что ты медлительна

или

ты делаешь все быстро

7. Другим детям нравится то, что ты предлагаешь

или

им не всегда это нравится

8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют

или

твои одноклассники выполняют требования учителя более точно

9. Думаешь ли ты, что дети стараются перехитрить тебя

или

они относятся к тебе по-дружески

10. Ты делаешь все всегда хорошо

или

бывают дни, когда у тебя ничего не получается

11. Больше всего общего со «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют
«ВОДА», или «БУРЯ», или «ЗИМА»

12. Ты сидишь во время урока спокойно

или

любишь повертеться

13. Ты возражаешь иногда своей маме

или

ты ее побаиваешься

14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу

или

кататься на лыжах с высоких гор

15. «ХОДИТЬ» так относится к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову
«ВЕРХОМ», или «ПОЛЗКОМ», или «БЫСТРО»

16. Ты считаешь, что ты всегда вежлива

или

бываешь надоедливой

17. Говорят ли, что с тобой трудно договориться (ты любишь настаивать на своем)

или

с тобой легко иметь дело

18. Менялась ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой)

или

ты этого никогда не делала

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3,… Какая следующая цифра в этом ряду?
2, или 1, или 9

20. Хочется ли тебе быть иногда непослушной

или

у тебя никогда нет такого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты

или

часто твое предложение бывает лучше

22. Если бы ты была диким животным, ты охотнее стала быстрой лошадью

или

тигрицей

23. Дана группа слов: «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно слово не подходит к остальным. Какое?
«ЧАСТО», или «НИКТО», или «ВСЕ»

24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно

или

тебе от радости хочется прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это

или

ты относишься к нему так же

26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать

или

нырять с вышки

27. ВОВА моложе ПЕТИ, СЕРЕЖА моложе ВОВЫ. Кто самый старший?
СЕРЕЖА, или ВОВА, или ПЕТЯ

28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимательна и допускаешь много помарок в тетради

или

он этого почти никогда не говорит

29. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать то, что ты хочешь

или

спокойно можешь уступить

30. Ты лучше послушала бы историю о войне

или

о жизни животных

31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс

или

обычно это делают другие

32. Ты долго помнишь о своих неприятностях

или

ты быстро о них забываешь

33. Тебе бы больше понравилось уметь хорошо шить наряды

или

быть балериной

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустной

или

настроение у тебя почти не портится

35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера

или

бывает, что делаешь это утром

36. Хвалит ли тебя учитель

или

он о тебе мало говорит

37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку

или

паук тебе неприятен

38. Часто ли ты обижаешься

или

это случается очень редко

39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь

или

еще немного продолжаешь заниматься своим делом

40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком

или

ты совсем не смущаешься

41. Ты скорее стала бы художником

или

хорошим парикмахером

42. У тебя все удачно выходит

или

бывают неудачи

43. Если ты не поняла условие задачи, ты обращаешься к кому-либо из ребят

или

к учителю

44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись

или

ты находишь, что это не очень легко делать

45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя

или

тебе хочется сразу же идти гулять в коридор

46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо

или

такого с тобой не бывает

47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть

или

после школы ты идешь сразу домой

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя

или

они часто сильно заняты

49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно

или

тебе это безразлично

50. У тебя мало затруднений

или

много

51. В свободное время ты лучше пошла бы в кино

или

сажать цветы и деревья во дворе

52. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах

или

о прогулке, экскурсии

53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного

или

ты сердишься на них

54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть

или

ты просто оглядываешься

55. Тебе больше нравится, когда вы с девочками рассказываете что-то друг другу

или

тебе больше нравится играть с ними

56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнована

или

ты всегда разговариваешь спокойно

57. Охотнее ты пошла бы на урок

или

посмотрела бы выступление фигуристов

58. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры

или

ты их не замечаешь

59. Бывает ли тебе трудно в школе

или

тебе легко в школе

60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты

или

выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью

 

 

 

Методика CPQ. Методика сконструирована таким образом, чтобы вопросы были понятны как для младших школьников, так и для учащихся более старшего возраста. Младших школьников (8 лет) можно тестировать только индивидуально, остальных – как индивидуально, так и в группе. Допускается также индивидуальное тестирование детей 7 лет, обладающих достаточным уровнем развития, ориентируясь при этом на нормы 8-летнего возраста.
Вопросник разделен на две идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (по 5 в каждой части). К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам шкалы  «В» – три варианта ответа.
Ряд принципиальных моментов, содержащихся в диагностической процедуре, предлагаемой для взрослых и подростков, сохраняется и при обследовании детей. В то же время работа с методикой  CPQ имеет и ряд принципиальных отличий, поэтому алгоритм работы с детьми приводится отдельно.
1. Выдайте ребенку Тестовую тетрадь и Бланк ответов. Попросите его внести в Бланк ответов необходимые данные о себе (при индивидуальном тестировании это может делать экспериментатор).
2. Зачитайте вслух Инструкцию (см. приложение 2.), которая, в отличие от взрослого и подросткового вариантов опросника, не приводится в Тестовой тетради. 
3. Помогите ребенку внести в бланк ответы на два первых вопроса. Если Вы проводите групповое тестирование, продемонстрируйте процедуру заполнения бланка на доске. Сделайте акцент на слове «или» так, чтобы дети усвоили, что имеется в виду два возможных выбора. Затем продолжите: «Посмотрите на ваши Бланки ответов. В левом углу стоит цифра 1. Это первый вопрос, начинайте отвечать здесь». Дайте немного времени, чтобы дети сделали свой выбор. Проделайте то же самое со вторым вопросом. Затем спросите: «Понятно, как отмечать ответы? Есть вопросы?». Дайте подробные ответы на все вопросы детей.
4. После того, как дети проинструктированы, предоставьте им самостоятельность и оказывайте помощь при необходимости. При групповом тестировании важно сразу же после начала работы быстро пройти по рядам и убедиться, что все дети следуют инструкции.
5. Следите за скоростью работы ребенка, стимулируйте его работать быстрее или медленнее. При групповом тестировании полезно делать такие замечания: «Теперь почти все закончили первую страницу. Если кто-то еще не закончил, постарайтесь отвечать на вопросы быстрее».
6. Младшим детям (8-9 лет) все вопросы следует читать вслух. При групповом тестировании необходимо, чтобы в классе находился помощник-наблюдатель, так как одни дети могут нуждаться в помощи, а другие склонны списывать. Экспериментатор, читающий вопросы, должен стоять перед классом и четко произносить каждый вопрос, по мере необходимости повторяя его дважды. Вопросы, направленные на сообразительность, лучше выписать на доске, так как при восприятии на слух дети испытывают трудности, но при этом очень важно не допустить обсуждения вопросов вслух.
7. Если ребенок испытывает трудности при чтении, возможно только индивидуальное тестирование. При этом экспериментатор должен не только зачитывать каждый вопрос, но и сам отмечать ответы ребенка в Бланке.
8. В конце обследования попросите ребенка еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков.
9. Просмотрите заполненный Бланк ответов.
10. Подсчитайте «сырые» значения с помощью ключа. При совпадении с ключом ответ на каждый оценивается в 1 балл.
11. Запишите сумму баллов по каждому фактору.
12. Переведите баллы в стандартные значения, воспользовавшись специальными таблицами, учитывающими пол и возраст (см. приложение 1) Запишите стандартные значения.

13. Постройте Профиль личности ребенка.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Нормативные таблицы 
Опросник   CPQ
Выборка детей Санкт-Петербурга
(данные Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой)
Мальчики 8-10,  лет n=142


Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

σ

Факторы

А

0

1-2

3

4

5

6

7

8

9

10

6,3

2,2

В

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,4

2,2

D

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,3

2,4

Е

0

-

1

2

3

4

5

6

7-8

9-10

4,2

2,1

F

0-1

2

3

4

5

6

7

-

8

9-10

6,4

1,8

G

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,0

2,2

Н

0-2

3

4

5

6

7

8

-

9

10

6,1

2,2

I

-

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,8

1,9

О

-

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

3,4

2,1

Q3

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,1

2,2

Q4

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

4,5

2,2

 

Нормативные таблицы
Опросник   CPQ
Выборка детей Санкт-Петербурга
(данные Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой)
Девочки  8-10 лет, n=152


Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

σ

Факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

-

10

7,0

1,9

В

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,9

1,9

С

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

5,9

2,2

D

-

0

1

2

3

4

5-6

7-8

9

10

3,8

2,4

Е

-

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,1

1,9

F

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9-10

4,0

2,0

G

0-1

2

3-4

5

6

7

8

-

9

10

7,2

2,1

Н

0-1

2-3

4

5

6

7

8

-

9

10

6,5

2,1

I

0-1

2

3-4

5

б

7

8

9

-

10

7,0

1,8

О

-

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,7

2,1

Q3

0-1

2

3-4

5

6

7

8

9

-

10

6,9

2,1

Q4

-

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9-10

3,8

2,2

 

Нормативные таблицы
Опросник CPQ
Выборка детей Санкт-Петербурга
(данные Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой)
Мальчики  11-12 лет, n=141


Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

σ

Факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,6

2,5

В

0-2

3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,9

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,5

D

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,4

Е

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,6

2,1

F

0-1

2-3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,6

2,0

G

0

1

-

2

3

4

5

6-7

8

9-10

4,2

2,1

Н

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,3

I

0

-

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,4

1,9

О

-

0

1

2

3

4

5-6

7

8

9-10

3,9

2,5

Q3

-

0

1

2

3

4

5

6

7

8-10

3,6

2,1

Q4

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

6,0

2,4

 

Нормативные таблицы
Опросник CPQ
Выборка детей Санкт-Петербурга
(данные Э. М. Александровской, И. Н. Гильяшевой)
Девочки 11-12  лет, n=135


Стены

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

М

σ

Факторы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

0-2

3

4

5

6

7

8

9

-

10

6,3

2,2

В

0-3

4

5

6

7

-

8

9

-

10

7,3

1,8

С

0

1

2

3

4-5

6

7

8

9

10

5,2

2,6

D

0

1

2

3-4

5

6

7

8

9

10

5,1

2,5

Е

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,0

2,1

F

0-1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4,8

2,1

G

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

5,2

2,2

Н

0-1

2

3

4

5-6

7

8

9

-

10

6,3

2,2

I

0-2

3

-

4

5

6

7

8

9

10

6,3

1,8

О

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,4

1,9

Q3

0

1

2

3

4

5

6-7

8

9

10

4,8

2,4

Q4

0

1

2-3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

2,5


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструкция к опроснику CPQ

Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. И для этого предлагаем вам анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ, наиболее подходящий для себя.
Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирайте ту часть, которая подходит вам больше. В Бланке ответов против каждого номера вопросов имеются два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой части (все, что находится после слова «или»). Ставьте крестик (Х) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую вы выбрали.
В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для вас точно (или бывает «и так и так»). Тогда отмечайте ту формулировку, которая подходит вам больше (или как чаще бывает). Если вопрос вызывает затруднение, обращайтесь за помощью ко мне, для этого поднимите руку. Не надо подолгу думать над одним вопросом: ответили на один вопрос – и сразу переходите к следующему.
Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№№ 11, 15, 19, 23, 27). Просмотрите все варианты и выберите один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос».

Скачать программу HelpPsy с этим и другими тестами >>>